Ловля зимой на мормышечный «паровоз»

0

Ловля рыбы зимой мормышечным «паровозом» довольно популярна на крупных реках, глубоких старицах, затонах и заливах. Вообще-то традиционно под «паровозом» рыболовы подразумевают связку, состоящую из 2-3 «чертиков». Но некоторые пытливые рыбаки-экспериментаторы расширили эту тему и теперь пользуются комбинациями самых разнообразных мормышек.

У «паровозов» хватает характерных недостатков, но и достоинств также немало. Кто-то из рыбаков-зимников утверждает, что основное достоинство этой снасти состоит в одновременном охвате множества горизонтов ловли. Так как, навесив на леску пару-тройку мормышек и значительно увеличив промежутки между ними, получаем отличную возможность одновременно завлекать рыбу не только у дна, но и вполводы и даже под самым льдом.

И тем самым шансы на успешную рыбалку увеличиваются многократно. Но есть часть рыболовов, которая полагает, что такое преимущество скорее недостаток, так лолвля выходит какая-то бестолковой, а отыскать горизонты, где стоит в этот день рыба можно быстрее и с единственной мормышкой – довольно оперативной оснасткой.

Достоинства мормышечных «паровозов»

У «паровозов» имеются два других существенных достоинства:

  1. Есть возможность использовать миниатюрные мормышки на достаточно толстых (0.13-0.15 мм) лесках, так как суммарная масса приманок это позволяет. Такое достоинство весьма существенно в пору глухозимья, когда крупная белая рыба неохотно отзывается на крупные мормышки. Но последние на мормышечных «паровозах» могут хорошо срабатывать в качестве раздражителей, а клевать рыба будет на более мелкие. Такой важный нюанс позволяет при поисках рыбы производить значительные по расстоянию промежутки между лунками. При этом экономятся силы и время в короткий зимний день, ведь на игру крупными мормышками (а тем более на целую мормышечную «гирлянду») рыба скапливается с приличных расстояний.
  2. Две-три мормышки, закрепленные на одной леске, оказывают определенное влияние друг на дружку, и в итоге устанавливая различные приманки на разном расстоянии одна от другой, выдают и разные варианты игры. Здесь нет каких-то четко определенных схем, у разных рыболовов свои любимые модели «паровозов», где в расчет принимают массу, форму мормышек, расположение друг от дружки, толщину используемой лески, индивидуальные приемы и стили игры. Даже у одного умелого рыболова всегда идет подбор и верная настройка «паровозика» для конкретных условий рыбалки, под настоящее поведение рыбы.

«Паровозы» нельзя назвать универсальными снастями. Эффективнее всего они работают на речных глубинах от 3 м, на мелководных участках их эффективность заметно падает, и доподлинно не ясно, почему так происходит. К недостаткам этой снасти можно отнести и частые зацепы верхней приманки за нижние кромки льда. Эта досадная вещь особенно неприятна, когда на одной из нижних мормышек сидит крупная рыба, и при зацепе она часто сходит. Хотя стоит отметить, что такого рода зацепы больше всего присущи многокрючковым приманкам, тем же «чертикам», «козочкам» и т.п. Если же поставить обычные мормышки, то количество зацепов значительно снижается.

Техника игры «паровозом»

Поговорим немного о технике игры «паровозом». Какая бы не применялась игра, всегда полезно изменять ее темп. Принципиально неважно, в какую из сторон, но изменять стоит. К примеру, начинаем с высокой скорости и со временем доводим игру до медленных покачиваний. Можно поступать и наоборот.

Легче всего добиваются хорошей игры при ровных, плавных и медленных колебаниях. Но случается, что много поклевок происходит при быстрой игре. Уловистой трясучкой можно назвать ту, при которой приманки не просто «колотятся» сами по себе, а выдают некую общую, соблазнительно и гармоничную игру. На словах это трудно передать, нужно прочувствовать игру рукой, убедившись по поклевке, что игра была правильной.

Освоить технику ловли «паровозом» несколько сложнее, чем на одиночную мормышку. Имейте это ввиду, чтобы в последствии не разочаровываться в этой уловистой зимней оснастке.

Сбор оснастки

Любимая многими рыболовами комбинация приманок на «паровозе» – мормышка плюс небольшой дополнительный крючок в сантиметрах 30-35 выше по леске. Это практически единственный вариант из всевозможных конструкций «паровозов», где не случается множества зацепов самой верхней приманки за нижние ледовые кромки.

Зацепы редки потому, что крючок располагается жалом вниз, при этом надежность подсечек чуть снижается, но зато общее число выловленной рыбы гораздо больше, так как зацепы практически исключены. В качестве нижней приманки хорошо подходит «чертик» среднего размера. Собирают подобного рода «паровозик» так: берут бисерину, пропускают сквозь отверстие в ней два-три раза леску, витки затягивают – теперь она самопроизвольно не переместится.

Итак, одну бисеринку закрепили на леске. Далее надеваем крючок сквозь его колечко (чтобы жало было направлено вниз) и закрепляем на леске вторую бисерину. Она будет служить стопором, закрепляем ее тем же макаром, что и первую. Остается только надежно привязать «чертика». Дистанция между установленными стопорами может быть совершенно различной, от минимальной (4-5 мм) до нескольких сантиметров. Здесь многое зависит от того, какую именно насадку будут подсаживать на крючок, который свободно гуляет между парой бисеринок по леске, внося дополнительно разнообразие в игру снасти.

Если же в качестве подсадки будет использоваться какая-либо натуральная наживка (мотыль или пара-тройка мелких опарышей), то промежуток между стопорами делают минимальным. В этом случае четко контролируют дополнительный крючок в игре и при поклевках, выполняя подсечки вовремя, не позволяя рыбе заглатывать насадку слишком глубоко. Если используются искусственные насадки, то разводят стопоры несколько шире. Конкретный промежуток зависит от размеров, массы подсадки (бусинки), и вычисляется экспериментальным путем.

Сам бисер (особенно объемный), который надевают на цевье крючков, не столько служит имитацией насадки, сколько является важным противовесом – за счет собственных колебаний он сдерживает крючки от хаотичных скачков в стороны. В свою очередь правильно подобранный крючок хорошо гасит излишне резковатые колебания бисера, в тандеме достигается максимально эффективная игра.

Немаловажное значение имеет и цвет бисеринок. Зачастую самые лучшие результаты получают с бисером светлого цвета: белый, слоновая кость, лимонный. Кстати говоря, морковный оттенок бисера также нередко срабатывает просто на отлично.

Естественно, многое при ловле на «паровоз» зависит и от правильной игры приманкой. Замечено, что те рыбаки, кто немало зимних сезонов отловил с ящика, сильно потеряли в качестве игры. Опытные рыболовы предпочитают ловить только с колена, при этом стараясь удерживать кивок максимально ближе к лунке. Вот тогда и уловы на порядок увеличиваются.

ВАШЕ МНЕНИЕ?

Пожалуйста, напишите свой комментарий!
Please enter your name here